Лейб-гвардии Егерский полк — гвардейский пехотный полк русской армии берет своё начало от сформированной в 1792 году цесаревичем Павлом Петровичем в составе Гатчинских войск роты лёгкой пехоты, под названием Егерской. Форма егерей отличалась от прочих Гатчинских войск зелёным камзолом.
«Гренадеры и мушкетёры рвут на штыках, — говорил Александр Суворов, — а стреляют егеря». Так как для действий на пересечённой местности необходимы были не стройные сомкнутые ряды, а формирования из метких стрелков, способных действовать поодиночке или мелкими группами, то в русской армии по европейскому образцу были созданы подразделения лёгкой пехоты (стрелковые войска).
Первым командиром лейб-гвардии Егерского батальона был Антон Михайлович Рачинский, в 1800 году место его занял князь Петр Багратион. Первым боевым делом егерей было Аустерлицкое сражение, а далее егеря покрыли свои зеленые мундиры славой героев в «наполеоновских войнах».
В сражениях Отечественной войны полк отважно бился под Смоленском, стоял насмерть на Бородинском поле брани. Во время Заграничных походов героически дрался при Кульме и Лейпциге. Вместе с другими полками императорской армии вступил в Париж.
Были в летописи полка и трагические страницы. В 1828 году егеря участвовали в бою при Гаджи-Гассан-Лар. Из-за преступной халатности командующего отрядом, в который входили 1-й и 2-й батальоны гвардейских егерей, любимца царя, польского полковника, флигель-адъютанта графа Залусского, егеря попали в окружение и были практически полностью уничтожены превосходящими силами турок. Командир полка П.А. Гартонг, два штаб-офицера и множество обер-офицеров были убиты.
А теперь несколько слов об известных людях, служивших в полку. Это поэты Евгений Абрамович Баратынский и Константин Николаевич Батюшков.
Среди офицеров лейб-гвардии Егерского полка был и молодой поручик Сергей Львович Пушкин. Его перевели из лейб-гвардии Измайловского полка примерно через полтора месяца после женитьбы на Надежде Осиповне, в сентябре 1796 года. В лейб-егерях Сергей Львович прослужил всего год, но этого оказалось достаточно чтобы со временем егерский период службы отца нашел отражение в творчестве его сына, Александра Сергеевича Пушкина («Капитанская дочка»).
«Никогда я не видел таких отличных полков, каковы были Низовский и Ревельский пехотные, 3-й Егерский (полк Барклая-де-Толли) и Лейб-егерский батальон. Не только у Наполеона, но даже у Цезаря не было лучших воинов! Офицеры были молодцы и люди образованные; солдаты шли в сражение, как на пир: дружно, весело, с песнями и шутками» — писал Фаддей Булгарин в своих «Воспоминаниях».
Виктор ПРИТУЛА
https://www.gazeta-slovo.ru/publikatsii/publikatsii_8229.html