29.01.2025
«Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия», – утверждал несостоявшийся покоритель Европы Наполеон, не расстававшийся во время своих захватнических походов с полевой типографией. Выходившая под патронажем французского императора официальная военная периодика содержала не только текущую военно-политическую информацию и вдохновляющие приказы для войск, но и обращения к правящей элите и военнослужащим противника."
Аналогичную информационную тактику применял укротитель «корсиканского дьявола» М.И. Кутузов, создавший в первые дни Отечественной войны 1812 года походную типографию при штабе 1-й Западной армии, вскоре ставшую мощным агитационно-пропагандистским центром русских Вооружённых Сил. Именно здесь выходили в свет еженедельные сообщения «о положении военных действий», пропагандистские листовки, сводки, донесения, приказы и обращения главнокомандующего. В целях деморализации личного состава интернациональных вражеских войск в типографии издавались материалы на всех основных языках Европы. Русские полиграфисты проявляли завидную оперативность в отражении фронтовых событий. Так, листовка о Бородинском сражении была напечатана в первую же ночь после боя.
Два с лишним века спустя, в эпоху бурного развития информационных технологий, печатное слово по-прежнему не теряет своей актуальности как в боевых условиях, так и в военном строительстве мирного времени. Чтение бумажных изданий не требует никаких технических средств, они доступны в любой обстановке, не зависят от наличия интернета, энергоснабжения, не подвластны технологическим сбоям и кибератакам противника. Кроме того, как показали последние научные исследования, полиграфическая продукция способствует лучшему восприятию информации по сравнению с электронными носителями. К тому же современная логистика позволяет в кратчайшие сроки доставить печатные издания до конечного потребителя в любую точку страны.
Все эти факторы лежали в основе решения Министерства обороны Российской Федерации о создании в 2009 году полиграфического комплекса полного цикла «Красная Звезда», включившего в себя одноимённую типографию, «Военное издательство», «Воентехиниздат», «Военинформ», «12 Центральную типографию», картографические фабрики в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове...
Читать статью полностью
Обратный звонок