«Талант выигрывает игры, но командная работа и интеллект выигрывают чемпионаты», – считал корифей американского и мирового баскетбола Майкл Джордан. Уже давно доказано, что достижение высоких результатов в деятельности любой компании нереально без сплоченного коллектива. Наладить взаимопонимание между отдельными сотрудниками можно, конечно, при помощи умных лекций и изнуряющих тренингов. Но более эффективный путь – деловые игры, вошедшие сегодня в практику. Не является исключением и наш издательско-полиграфический комплекс, представляющий возможность молодым специалистам в игровой форме постичь основы инициативного сотрудничества и командной работы, научиться добиваться успеха на переговорах и принимать эффективные решения, строить выигрышные стратегии и поддерживать стабильное эмоциональное состояние, распознавать свои и чужие эмоции. В этом году у нас прошли уже две деловые игры «Магия коммуникации», в каждой из которых приняли участие около 50 сотрудников из различных подразделений.
К слову, деловые игры – отнюдь, не чисто западное изобретение, как это могло показаться. Первое такое мероприятие было организовано в СССР в 1932 г. за 23 года (!) до появления аналогичного формата в Америке. А разрабатывать свой перспективный проект, перенимая опыт военных имитаций, Мария Берштейн, преподаватель Ленинградского инженерно-экономического института, начала еще раньше, будучи одним из руководителей в бюро по научной организации труда. Первая деловая игра состоялась на Лиговском заводе пишущих машин, продолжалась два дня и в ней участвовало 24 человека. Всего же до 1940 года этой талантливой женщине удалось создать более 40 подобных сценариев, позволявших имитировать производственные ситуации и процессы продажи на различных предприятиях страны. И лишь начавшаяся война прервала череду смелых экспериментов. Первая заокеанская игра по моделированию бизнеса появилась в США лишь в 1955 и была направлена на улучшение системы снабжения в ВВС США. Только на следующий год подобная практика распространилась и на гражданский сектор. Через пять лет бум проведения бизнес-симуляций охватил всю Америку – в них принимало участие свыше 30 тыс. руководителей компаний и бесчисленное число студентов. Позднее ведущим американским предпринимателем и основателем корпорации Apple Стивом Джобсом был сформулирован один из основных принципов современного предпринимательства: «Великие дела в бизнесе никогда не делаются одним человеком. Они выполняются командой людей».
Сформировать такую команду в стенах «Красной Звезды» помогает «Магия коммуникации», являющаяся отличным шансом в непринужденной и творческой обстановке улучшить взаимодействие между разными подразделениями нашего предприятия, познакомится с теми, с кем мы редко пересекаемся в рабочих процессах (команды формировались по смешанному принципу, и многие коллеги оказались вместе впервые), понять работу смежных цехов и отделов, наладить неформальное общение. Было заметно, как к концу мероприятия исчезали барьеры, а обсуждения стали более открытыми и продуктивными.
В самом начале игры организаторы провели так называемый нетворкинг: познакомили между собой всех участников и настроили их на командную работу. После короткого инструктажа мы погрузились в тематическую легенду и стали выстраивать дальнейшую тактику состязания, причем каждому была поставлена персональная задача. Все предлагаемые задания были напрямую связаны с нашей профессиональной деятельностью, но требовали нестандартного подхода. Особенно интересно было наблюдать, как один и тот же кейс решался совершенно по-разному в зависимости от опыта и специализации игроков. Например, обсуждая производственный кейс, мы увидели, как его можно интерпретировать с точки зрения логистики, печатного цеха или отдела контроля качества. Ребятам представилась возможность не только проявить себя в решении неординарных задач, но и экспериментировать в процессе их разрешения, предложить ряд инновационных идей, способных принести пользу организации.
В школе, колледже или университете преподаватели постоянно твердили, что учеба требует серьезных усилий, а играм не место в аудитории. Оказалось, что это не совсем так. «Несерьезные» методы обучения дали больше, чем аналогичная нудная лекция. Через бурю эмоций, удовольствие, удивление и азарт, мы не только лучше усвоили «материал», но и почувствовали себя членами сплоченного коллектива, которому по плечу любая задача. Этот формат позволил молодым сотрудникам «Красной Звезды» глубже узнать друг друга в неформальной обстановке, укрепить командный дух и горизонтальные связи, развить важные навыки, которые пригодятся в реальной работе.
Всё было динамично, полезно и в состязательном духе. Единственное пожелание – проводить такие тимбилдинги чаще и делать их более продолжительными, чтобы глубже прорабатывать взаимодействие. Ведь, как гласит мудрая африканская пословица: «Если вы хотите ехать быстро, езжайте в одиночку. Если вы хотите далеко пойти, идите вместе».
Анастасия Умнова, дизайнер верстки Управления военного издательства АО «Красная Звезда».